v_doljenko (v_doljenko) wrote,
v_doljenko
v_doljenko

Categories:

Волго-Балт от Прокудина-Горского

1025b


Накануне отъезда в главное путешествие лета возникло отчетливое желание пройти часть собственного маршрута по фотографиям всем известного Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Точнее, сам я этот альбом проходил не раз, но чтобы собрать воедино и снабдить все это небольшими пояснениями - такое у меня впервые.
Какие-то из этих мест я уже посещал сам, какие-то планирую посетить, а какие-то - уже не существуют... Поэтому здесь и не будет фотосравнений - только Волго-Балт глазами Прокудина-Горского.

Про этого человека в свете его поездки по Мариинской водной системе в июне-июле 1909 года можно сказать много всего - и везде ключевой фразой будет "Он был первым".
Он первым прошел по Валго-Балту с фотоаппаратом.
Он первым фотографировал города по берегам и шлюзы.
Он первым отснял свой теплоход и членов его экипажа.
Он первым сходил в речной круиз и "выложил" фотографии.
Он первым сфотографировал Горицы и Крохино. Везде так и напрашивается мною не очень любимая, но весьма соответствующая фраза: "Он сделал все до того, как это стало мейнстримом". Еще бы: в следующий раз, проходя на теплоходе Волго-Балт со своей мыльницей или зеркалкой, не стоит забывать, что до тебя тут побывали и отсняли в HD еще 104 года назад. И как отсняли!
Мастерством этого человека можно восхищаться.
У него не было автофокуса и флешки на 32 гига внутри камеры, у него не было дома фоторедактора, чтобы добавить снимкам насыщенности и убрать заваленный горизонт. Он был вынужден везде таскать свою многокилограммовую байду со штативом, а по ночам в походной лаборатории обрабатывать свои тройные диапозитивы (да нет, там технология гораздо сложнее, я в нее до сих пор до конца не вник). И на выходе получались фотографии такого качества, что сегодня половина туристов (извините, но примерно так), проходящих по тому же маршруту, не способна его повторить. Это - пример уважительного отношения человека к своему ремеслу, которое в те годы было ремеслом, а не занятием "от нефиг делать".

Так вот, ближе к делу.
За три недели летом 1909 года Сергей Михайлович Прокудин-Горский, пионер российской цветной фотографии, совершил путешествие по Мариинскому водному пути на служебном пароходе "Шексна" Министерства Путей сообщения. Он проделал путь почти по всему протяжению системы: он Новой Ладоги на Новоладожском обводном канале до Рыбинска, сделав за это время более полутысячи качественных цветных фотографий и несчетное число черно-белых снимков.
Чтобы быть точным в выражениях, Волго-Балт сегодняшний и Мариинская система того времени - немного разные понятия. Волго-Балтийский канал (открыт в 1964 году) - это мощная система гидротехнических сооружений, глубоководный путь из бассейна Волги в бассейн Невы, соединяющая Рыбинское водохранилище на Волге с Онежским озером. В моей фотоподборке Волго-Балт - это весь Волго-Балтийский водный путь ("Волго-Невский проспект"), где к уже названной системе добавляются Свирь, Ладога и Нева.
Мариинская водная система (открыта в 1811-м) - сооружение менее масштабное, но оттого не менее значимое чудо инженерной мысли своего времени. Ее трасса почти полностью ссответствовала трассе нынешнего Волго-Балта, но сегодня эта система на ее искусственных участках практически не существует. А на фотографиях Прокудина-Горского Мариинка вполне в добром здравии. Системе после последней реконструкции всего-то 20 лет, а просуществует она еще 55 лет, после чего сфотографированные места если не исчезнут полностью, то изменятся до неузнаваемости.

Вопреки реальной хронологии, мы совершим путешествие по Волго-Балту в обратном направлении, с юга на Север.
Мариинская система, в отличие от Волго-Балта, начинается в Рыбинске. Фото экипажа на верхней палубе - в этом деле Прокудин-Горский тоже был первопроходцем.

1029b

Сегодня, как известно, Волго-Балт берет начало в Череповце, хотя река Шексна - составная часть как Волго-Балта, так и Мариинки в прошлом - никуда не делась. Просто двести километров ее нижнего течения, где петлял пароход с фотографом на борту, сегодня мирно покоятся на дне Рыбинского водохранилища. Сегодня здесь, что логично, вообще ничего нет, а вот в 1909 году - было. Сегодня от Леушинского женского монастыря, одной из трех российских "женских лавр", буквально ничего не осталось, а в начале 20 века это было очень милое тихое местечко на берегу Шексны.

1077b

1000b

Череповец. Здесь он не крупнейший город Вологодской области, а райцентр Новгородской губернии. Он даже близко не индустриальный гигант, о "Северстали" еще никто не слышал, вантовым мостом через Шексну тоже не пахнет. Зелень, облачка, избушки у реки...

1013b

Ковжинский лесопильный завод. Сегодня здесь Ивинский разлив Шекснинского водохранилища, а на фотографии будто чувствуется запах свежеспиленного леса.

0969b

Груженые баржи на шекснинских порогах таскают за собой туеры. Этот - "Василий"

1017b

Береговая навигация. Там на самом деле очень непростая система, но, например, по прямоугольникам и кружкам на дальней мачте можно определить уровень воды на перекатах с точностью до нескольких сантиметров - для того времени крайне важная вещь.

1016b

Черная Гряда, шлюз Императора Николая Второго. Это - один из четырех новых шекснинских шлюзов, настолько современных, что имена они получили по всем первым лицам царствующего дома. Весь шлюз, что логично, в кадр не вошел: его длина 340 метров. На момент постройки это были крупнейшие речные шлюзы в мире, да и сегодня в России, при всем ее уникальном гидротехническом наследии, шлюзов такой длины попросту нет. Сегодня эта каменно-железная махина спокойно лежит на дне разлившейся Шексны

1022b

Плотину типа той, что на заднем плане на фото выше, Прокудин-Горский тоже снял, только на следующем гидроузле в Ниловцах. Здесь даже видно, как идет замена прутьев в плотине системы Поарэ: из этих штырей, насаженных на чугунные фермы, составлялся напорный фронт плотины, и при желании (скажем, перед ледоставом) ее можно было запросто разобрать.

1025b

В соседней Топорне Прокудиным-Горским была снята настоящая Мodern icon - фотография "крестьянские девушки с земляникой". Вряд ли ошибусь, если скажу, что это - его самая известная фоторабота. Девушки вряд ли подозревали, что благодаря этому непонятному заезжему товарищу с его чудо-машиной они войдут в историю. Эта фотография висит на обложке лицензионного альбома фотографий Прокудина-Горского на сайте Библиотеки Конгресса, а в последний раз крупно "засветилась" на открытии Казанской Универсиады. Да и вообще кадр очень удачный

1043b

Горицы. Воскресенский монастырь на берегу Шексны. У любого уважающего себя речного туриста есть такая фотография, а Прокудин-Горский отметился здесь первым. В этом кадре, по сути, не изменилось ничего - только часовню на берегу достроили, а деревянные дома у воды смыло водами водохранилища. Все остальное - как влитое, даже 100 лет спустя

1054b

Чем тур Прокудина-Горского выгодно отличался от любого современного, так это тем, что продолжительность стоянок для него определял не менеджер в московском офисе, а сам Прокудин-Горский. Сегодня за 4 часа стоянки в Горицах еле успеваешь съездить в Кириллов, а Прокудин-Горский запросто прогулялся на Мауру. Сегодня такую фотографию сделать невозможно: все вокруг поросло густым лесом.

1041b

Да и к Кирилло-Белозерскому монастырю Прокудин-Горский не просто съездил, а еще и обстоятельно прогулялся по берегу Сиверского озера в поисках самого удачного ракурса. Мне бы так.

1039b

За сто лет в этом месте почти ничего не изменилось, разве что в монастыре сделали ребрендинг и поменяли цвет всех крыш с зеленого на коричневый. А вот выше Гориц по течению Шексны изменения просто поразительны. Двух погостов по берегам реки сейчас просто нет, я даже не знаю, куда они вот так запросто исчезли - вода до этих мест при создании водохранилища вряд ли дошла

1057b

Крохинский посад близ истока Шексны. Случилось так, что сегодня здесь - исток Шексны, а потому ничего из показанного на фотографии не существует в природе.

1063b

Тут, думаю, комментарии излишни - если не понятно сразу, достаточно вбить в любом поисковике "Крохино". Да, вот это оно и есть, только еще целое.

1061b

Пароход с Прокудиным-Горским шел не напрямую через Белое озеро (опасное это дело), а по Белозерскому обводному каналу. Попутно сделал остановку в Белозерске, где первым запротоколировал самые известные туристические панорамы.

0987b

0984b

0986b

Александровское. Начало водораздельного канала (собственно Ново-Мариинского) между реками Ковжой и Вытегрой

0972b

Ковжинская плотина. Она находится немного в стороне от трассы Мариинки, но Прокудин-Горский не поленился и сходил-сфотографировал. И ведь не зря: сегодня эта скромная плотина - единственное сохранившееся гидротехническое сооружение всей Мариинской системы.

0967b

Волоков Мост в верховьях Вытегры. Сегодня поселок с таким названием по-прежнему стоит на берегу Волго-Балта, вот только скромного деревянного моста там уже нет, а сам канал стал раз в десять шире.

0958b

Первые, самые верхние ступени Мариинской системы на ее Вытегорском склоне. На тот момент он состоял из 28 шлюзов.

0937b

Девятины. Из этой картины не уцелело буквально ничего, ландшафт - в том числе. Особенно жаль деревянную Покровскую церковь Девятинского погоста, сгоревшую незадолго до начала Войны. Это было в своем роде уникальное сооружение, а вот его современная реконструкция - простите, жалкий новодел.

1081b

Тоже Девятины. Водосвятная часовня на Вытегре

0960b

Материки. Фотография называется "Этюд" - замечательная фотография. При постройке Волго-Балта здесь произошли такие изменения, что сейчас доподлинно никто не знает, где точно эти самые Материки находились.

1087b

0957b

Река Вытегра. Как еще 102 года назад выразился инженер-гидротехник Петрашень, "естественного в ней осталось одно название". Но в живописности этим местам не откажешь - сейчас, к сожалению, здесь довольно унылые просторы Белоусовского водохранилища.

0956b

"Царь-плотина" на Вытегре, которая обслуживала цепочку из четырех последовательных шлюзов. Плотину построили из дерева и камня в 1809 году, и она прослужила без единой реконструкции до 1963 года.

0968b

Белый Ручей. Картонный завод Гейльборна

0386b

Анхимово. На реке Вытегре - тангер "Евгения" товарищества Братьев Нобелей. Первое самоходное грузовое судно на Мариинской системе и один из первых речных цельнометаллических танкеров в мире. К тому же, это именно теплоход, а не пароход.
Подумать только - 100 лет назад такие теплоходы везли бакинскую нефть в Санкт-Петербург по Мариинской водной системе.

0934b

Анхимовский погост. Из всего этого уцелела только церковь-усыпальница Лопаревых (она видна перед колокольней) и еще одна церковь, только прикрытая звонницей. О деревянной Покровской церкви († 1963) у меня будет отдельный рассказ, она этого заслуживает.

0993b

Вытегра.

0949b

0952b

Здесь Прокудин-Горский зделал еще два легендарных снимка, пользуясь своим авторитетом и императорским карт-бланшем на съемку чего угодно. Сначала ему попозировала вся местная пожарная бригада

0954b

А потом уже и экипаж "Шексны" стал частью группового фото на фоне вытегорского Сиверсова моста

0955b

Онежский обводной канал

0925b

И пароход "Шексна" на нем

0922b

Вознесенье. Исток Свири из Онежского озера

0931b

Яблонский остров в верховьях Свири, струеотводная дамба. Сейчас нет ни острова, ни церкви на нем (правда, пороги тоже исчезли) - спасибо Верхнесвирской ГЭС

0920b

Этюд в Остречинах. Остречин уже 60 лет как нет - покоятся на дне Ивинского разлива

0911b

Село Пидьма. На холме у берега Свири видны две церкви - деревянная и каменная.

1080b

Жаль, что уцелела только одна из них, но еще больше жаль, что этой "одной" стала каменная, а не деревянная. Но вот не повезло ей сгореть в войну - даже не от руки захватчика-финна, а от родного советского снаряда.

0938b

Изгиб Медведец - самое страшное место для судовождения на всей Свири. Сегодня подводных преград здесь нет, а вот изгиб русла - колено Медведец - по-прежнему хорошо заметно

0915b

Подпорожье. Тут, по большому счету, за сто лет ничего в корне не поменялось

0910b

Важины. Из всего этого сохранилась только Свирь на переднем плане

0907b

Лодейное Поле. Памятник Петру-судостроителю жив, собор рядом с ним - нет.

0904b

У Прокудина-Горского есть еще фотографии Нижней Свири (плюс подробный фотоотчет об экскурсии в Александро-Невский монастырь), да вот беда: все эти снимки черно-белые. Так что, наверное, на этом хватит.
Через неделю-полторы я планирую побывать по меньшей мере в половине указанных мест (конечно, из тех, что еще существуют на карте).

Tags: Волго-Балт, Прокудин-Горский, речной флот
Subscribe

  • Кирилло-Белозерская твердыня

    Кирилло-Белозерский монастырь, стоящий на берегу Сиверского озера в городе Кириллове в шести километрах езды от причала в Горицах, - одна из…

  • Белое озеро и Крохино

    Если на кате написано "зарисовка", значит эта запись по определению не может обладать достаточным объемом. Но проблема в том, что…

  • Балтийский склон Волго-Балта

    Прежде чем говорить о Волго-балте, нельзя не упомянуть и Онежское озеро - по нему мы шли добрых шесть часов после отхода из Кижей. Сначала это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments