v_doljenko (v_doljenko) wrote,
v_doljenko
v_doljenko

Categories:

Саратов, которого нет

Рисунок1


Локомотив фирменного 009Г уже почти стоит под парами на Павелецком вокзале, а утром 20-го числа всепроникающий автобус отправится штурмовать коварные нижневолжские колдобины. Два дня посреди бывших немецких колоний как никогда злободневны: эта степная готика ни разу не пламенеющая (точнее, годах этак в 1960-х много чего пламенело, деревянный конструктив хрупок и неумолимо смертен), она часто провинциальна и наивна, но зато наша, и это её мы рискуем не уберечь. Заготовлены три жирных альбома с картинками, где-то просто информативными, где-то занимательными, где-то из удручающего жанра "Русь Немецкая уходящая". Хотелось сделать что-то подобное и по Саратову, на который мы честно употребим половину ближайшей субботы. Но идея таскать на своём горбу двухсотстраничный фолиант как-то не согрела, да и лишних чернил столько нет. Тут-то и сгодился опальный ЖЖ, в котором чернила виртуальны и бесплатны. Главное не измазаться о пятилетний слой пыли!

Итак, Саратов. Большой, порядком облупленный центр невзрачной области, конкурент Омска в бессмысленной и беспощадной битве за титул столицы русского увядания. Это из разряда общеизвестного; если же копнуть культурный слой, то вдруг выяснится, что Саратов (тут можно смело путать с Самарой, смысл не изменится) - шкатулка, а то и несколько шкатулок с драгоценностями, просто их кто-то однажды перевернул, вот и валяются некоторые шедевры в грязи. В апрельских декорациях это сравнение даже не очень фигурально. По счастью, часть сокровищ уже давно возвращена на сафьянные полочки, часть не теряет надежды туда выбраться... а вот какие-то изящные вещицы утопли безвозвратно.

Саратовские архитектурные потери язык не поворачивается назвать фатальными. Может, сам термин за последние сто лет обесценился и потерял свою мрачную категоричность, но тем не менее. Если мерить индивидуальными утратами, то ни одна из них не тянет на общенациональную катастрофу, Саратов вообще никогда не был богат на подлинно уникальные вещи, то есть не требующие каких-либо сносок и оговорок. Единственное, в чём он был беспрецедентен, так это в своих размерах и - главное - своей вертикальности. Пять шпилей в устье парадной улицы и горы (какие уж есть) вдали - это очень по-европейски. Эффектнее и убедительнее самого прогрессивного столичного благоустройства.

Единственный уцелевший шпиль из этой пятёрки все знают - он (и ещё два шпиля поменьше, и страшненькие горгульи местного разлива, воющие на коробку аграрного университета) венчает блистательную каллистратовскую консерваторию, самый проверенный открыточный образ Саратова, который и так все видели.

Неочевидно, что Консерватория в своём 1912 году была намеренно вписана в и без того зрелищный контекст Немецкой улицы, нынешнего проспекта Кирова. Немецкой же она была не от обилия пивных ресторанчиков с добродушными бюргерами, а от Климентовского костёла, сначала деревянного, а после 1878-1880 каменного. Очень статусный собор, кафедра де-юре Тираспольского, а по факту Саратовского епископа, важнейший для город ориентир. При всём при этом даже рядом с самарским костёлом выглядит бедновато, про космическую роскошь вроде киевского вообще молчу. В 1939 из костёла получился кинотеатр "Пионер", мрачный и гнетущий, прямо Бастилия, так что в хрущёвскую пору его прикрыли сколь элегантной, столь же и босяцкой модернистской ширмой. Так и стоит, давно без башен и без декора, зато с поп-корном и 3D.
Саратов. Католический костел

Лютеранской же кирхе (1880) свезло чуть меньше: она тоже успела побыть театром, правда, обычным, но затем город счёл, что бетонная коробка сельхозинститута здесь будет нужнее, и в 1971 кирху таки доломали. Несколько скрашивает этот сюжет то малоизвестное обстоятельство, что главный протестанский храм Саратова был лишь неточной копией церкви в колонии Цюрих, а она как раз жива и здорова, но уж больно спорное это утешение. Да, в России осталась настоящая работа самого Якобсталя (Якобшталя?), но с этой элегантной вертикалью Саратов заиграл бы совсем по-другому.
Саратов. Лютеранская церковь

Разворачиваемся и не отходя от кассы наводим объективы на кафедральный собор Александра Невского, но в кадр попадает только стадион "Динамо". И лишь под его газоном - соборный фундамент.

a950p1axwmkdngr330

Собор простоял ровно сто лет, а строился, как положено храмам-памятникам Войны 1812 года, долго и мучительно. Стильный ампирный куб - разработка Стасова, вот только лично он не совался в эту златокипящую, но вечно терзаемую пожарами и холерой глухомань, отчего мне и кажутся натянутыми все попытки приписать ему церковь в Золотом. Саратовский собор строил губернский архитектор Суранов, после его кончины - чертовски талантливый и столь же чертовски неблагодарный Петров, вытащенный Сурановым из кацелярских копиистов и безвозмездно обученный ремеслу, а потом сваливший на своего почившего благодетеля всю вину за рухнувший купол. При том, что умница Суранов славился безупречной исполнительностью, и косяк в расчётах, похоже, на совести Стасова - но, понятное дело, из своего Саратова не кинешь камень в огород такому мастодонту. Петров же достроил деревянный купол по собственному проекту, принял поздравления с окончанием работ в 1835 году, а позднее уже без всяких подсказок соорудил колокольню. Поди догадайся, что её не Стасов задумал. К чести Петрова, за долгую службу он успел изрядно заматереть, и на выходе получился этакий двусоставный бриллиант - не столь безупречный и утончённый, как в Симбирске, но уж точно второй шедевр своей эпохи на Нижней Волге.

Никакого профильного образования у Петрова в помине не было, однако ему повезло обучаться у весьма продвинутого мастера и на весьма недурственном материале. До прихода на площадку Александро-Невского собора он подвизался ещё и на стройке Спасо-Преображенского монастыря, который после пожара 1811 года решили выселить на окраину, отдав прежние монастырские площади в самом центре на растерзание девелоперам. Из нетронутого там осталась только Преображенская церковь, которая объективно не поддавалась переносу на новую территорию. Датировки у неё нет, видимо, первая половина 18 века в послепожарных одеждах классицизма. Снесена в 1930-х, место застроено.

25

Высылка монастыря за городскую черту отчасти компенсировалась щедрыми ассигнованиями на каменное строительство. В 1814-22 в нём соорудили порядочный ансамбль, в основном спроектированный Луиджи Руской. Этот маэстро однажды заглядывал в Саратов освидительствовать старый кафедральный собор, но в основном воплощать замысел поручили молодому Петрову. Его стараниями вырос представительный главный собор, немного разлапистый и чуть скучноватый на фоне кафедрального стасовского, но тоже на зависть какой-нибудь Самаре. Колокольня поздняя, архитектора Зыбина, а ещё две церкви вовсе в кадр не попали.

20234_20151006_173014

Вот тут можно поглядеть, что осталось от всего этого хозяйства, а можно не расстраиваться и листать дальше.

В активе позднего Петрова есть и собственные вариации на тему монастырского Руски, и более компактные вещи вроде Вознесенско-Горянской церкви - это заказ уже дряхлеющего, но страшно богатого купчины Хрисанфа Образцова, который вовремя почуял близость старухи с косой и успел уложиться до того, как та постучала в дверь. Церковь освятили в 1849, в год его смерти, а в 1935-м пустили на кирпич, с тех пор храмовым классицизмом Саратов непропорционально обделён.

35200_20150711_200838

Ровно через дорогу красовался ещё и такой вот неожиданный привет из среднерусской старины - Преображенскую церковь (1747?) будто припасли для какой-нибудь ярославско-костромской слободки, но по ошибке забросили в Саратов. Принадлежность единоверцам с этой архаичной архитектурой тоже складно рифмуется. То есть, конечно же, рифмовалась: с 1947 на её месте организовали очень полезный пустырь, а при Аяцкове здесь разбили сквер и нашли очередной приют для учительницы-путешественницы.

35207_20150712_095832

Чтобы добить тему Петрова, придётся заглянуть в гулкий двор одной из оптимизированных сталинок у Набережной космонавтов, где примерно на месте нынешнего склада "Красного и Белого" до 1960-х годов наличествовала единоверческая Покровская церковь. Сама каменная коробка, если мысленно убрать декор, больше смахивает на крепостной бастион - видать, это дело рук ещё беспоповцев, хозяйничавших на этом участке до 1844 года. А Петров всего лишь перестроил здание под нужды единоверческой общины, породив нечто на грани неуклюжести и эстетства.

36549_20151009_101719

Ещё одна Покровская церковь буквально в соседнем квартале, но уже синодальная. Исходник 1747 года с трудом угадывается под щедрым эклектичным соусом. Авторство перестройки давным-давно повесили на Петрова, которому в страшном сне не приснились бы эти псевдорусские бирюльки, и эту оплошность только недавно начали вычищать из краеведческой литературы. А сейчас, надо признать, стало удобно, сейчас не запутаешься: были две Покровские церкви, стало ноль. Эту вторую раскурочили ещё в 1930-х.

35204_20150711_232331

Логичнее усмотреть петровскую руку в Сергиевской церкви (1825, снесена в 1930-х), которая до сих пор гуляет по каталогам без точной атрибуции. Фотографы эту церковь хронически игнорировали, мутный кадр конца позапрошлого века - самый информативный из всего, чем мы располагаем. Были в ней мимолётные параллели с уничтоженным симбирским шедевром Коринфского, но слишком тонкие, чтобы заподозрить родство.

cy-3__0

Через цинично выпотрошенные приволжские кварталы переносимся на бывшую Соборную, затем Старособорную, ныне Музейную площадь. Её имя честно и правдиво, ибо в минувшие сто лет с площадью вообще непроизводилось сколь-нибудь заметных манипуляций. Да и по окрестностям советский градостроительный каток прошёлся очень избирательно. Впрочем, обе церкви, что раньше выглядывали на площадь с двух разных её концов, к концу 1930-х годов были с успехом ликвидированы. Постройки это были не сказать, чтоб очень уж выдающиеся, но в приземистом старом Саратове каждая стягивала на себе ближайшие улицы и переулки, не давала низкорослому городу рассыпаться в бесформенную кучу. И история у них тоже очень хрестоматийная: взялись непонятно когда и откуда (й-я половина 18 века, никакой конкретики), выстояли в пожарище 1811 года, после обзавелись богатыми жертвователями и оделись в классицистические футляры. Да и сгинули примерно в одно и то же время.

Это Казанская (от неё осталась часовенка бывшей ограды)

40192_20160619_194408

А это церковь Рождества Богородицы (она же Никольская по приделу), стояла буквально под боком у сальковского управления Рязано-Уральской железной дороги

40108_20160612_184847

Продолжаем тур по центральным площадям. Соборную (или Нижнебазарную) площадь в роли главного городского торжища сменил Верхний базар - это вообще отдельный детектив, как город дважды пытался осчастливить купцов цивилизованными торговыми площадями, а те дважды уносили ноги от муниципальных радетелей и захватывали новую территорию всё дальше и дальше от реки. Середина позапрошлого века - звёздный час нынешней Театральной площади, где в самой гуще коммерческой суматохи в 1818 выросла Сретенская церковь. В 1860 храм расширили и облекли в новый декор по запросам публики, а через сотню с небольшим лет снесли - её место уготовали новой башне облисполкома.

35213_20150712_202505

Из трёх исторических торговых площадей Саратова только третья - Сенная, теперешняя Кирова - сохранила в 20 веке свой функционал, но и "Гостиным двором" в лице Крытого рынка она разжилась позже всех, в годы Первой Мировой. Вознесенско-Сенновскую церковь на этом тогда ещё периферийном базаре построили много раньше, в 1838 году, а колокольней она приросла в 1864-м. В начале тридцатых церковь с площади удалили, но проглядели причтовый дом - и уже в 2000-х на его основе вымахала новая Митрофановская церковь, позаимствовавшая у предшественницы посвящение одного из приделов. Впрочем, о соответствии её облика исходному образцу можете судить сами

39842_20160522_214257

Ещё досаднее за Полтавскую площадь, где могло получиться настоящее воссоздание, а вышло как всегда. И ведь был не какой-то там тиражный проект, который не жалко, а довольно узнаваемый собор со своим характером; уверен, Салько не просто так его выдумал именно таким, эта вертикализированная дробная кирпичная громадина наверняка очень интересно перекликалась с окрестными мельницами-замками. Построили Владимирский собор в 1888-м, он не простоял и 45 лет.

24343_20130502_100512

А такие истории, как с Ильинской церковью (1818) вообще вводят в ступор. Да, конструкция посложней хрущёвки, но ведь не Саграда ж Фамилия! И тем не менее, при заявленном "воссоздании" на историческом месте умудрились напортачить с количеством колонн и грубо переврать пропорции.

24089_20160718_193133

Вообще храмы на саратовских окраинах растут с почти московской динамикой и точно также оставляют во рту привкус лёгкого искусствоведского снобизма. Однако и здесь среди попыток скрестить Исаакий с Покровом на Нерли попадаются достойные вещи. Взять вот Тихвинскую церковь - она хоть и стоит на отшибе, но честно и без самодеятельности копирует старый проект Терликова, воплощённый в 1904 году в самом центре, в Крестовоздвиженском монастыре. Речь о Никольском соборе, который здесь слева.

15576_20150712_103929

Монастырский пейзаж закономерно поредел в 1930-х, а даже гипотетический шанс вернуть храмы на законное место угробила гостиница "Загреб", в начале 1980-х подмявшая под себя остатки внутренних корпусов. Угловая башенка назидально уцелела, в ней сейчас домовая Воздвиженская церковь, а старый храм того же посвящения - вот он, красавец. 1738-1740, нарышкинский стиль возвращается на саратовские гастроли после петровских запретов.

36522_20151006_190225

... до всеохватности в этом посте не хватает ещё кое-чего середнякового в историческом центре и нескольких храмов по дальним окраинам, среди которых, вроде бы, нет обязательных к изучению перлов. На соборах.ру в Саратове числятся 28 утраченных православных храмов, а с учётом не каталогизированных церквей Преображенского монастыря наберутся все тридцать. Из них грамотно и на родном месте воссоздана одна - часовня Живоносного Источника на Театральной. Хотелось бы на своём веку застать ещё хотя бы три. И желательно замахнуться на три собора вокруг площади Чернышевского: обнадёживающие картинки из Казани заставляют верить, что даже такие чудеса случаются.
Subscribe

  • Волго-Балт от Прокудина-Горского

    Накануне отъезда в главное путешествие лета возникло отчетливое желание пройти часть собственного маршрута по фотографиям всем известного Сергея…

  • Кирилло-Белозерская твердыня

    Кирилло-Белозерский монастырь, стоящий на берегу Сиверского озера в городе Кириллове в шести километрах езды от причала в Горицах, - одна из…

  • Белое озеро и Крохино

    Если на кате написано "зарисовка", значит эта запись по определению не может обладать достаточным объемом. Но проблема в том, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments