v_doljenko (v_doljenko) wrote,
v_doljenko

Тобольск. Прогулка на морозе

Второй день в Тобольске получился каким-то не таким. Изначально мы планировали посвятить его поездке в Абалакский монастырь, что в паре десятков километров выше по течению Иртыша, но дорога туда заняла бы довольно много времени и стоила бы немалых денег, так что решено было провести день опять же в Тобольске, в центре города. Утром мы сели на автобус и поехали, как полагается, к Кремлю, но по пути спонтанно решили выскочить на Комсомольском проспекте, когда за окном показались несколько интересных сооружений. На одной стороне проспекта стоит баптистская церковь (не знаю, может быть, она правильно называется как-то по-другому).

А мы вышли прямо к памятнику женам декабристов, которые имели удовольствие пожить с ними в тобольской ссылке.IMG_3856

В сторону Кремля мы шли сначала вдоль бесконечной ограды кладбища (там, кстати, и были похоронены многие декабристы), а потом - среди редких городских строений, которые в Тобольске почему-то стоят уж на очень большом расстоянии друг от друга, так что даже на главной городской улице поначалу возникает ощущение глухого пустыря. Людей немного (туристов едва ли не больше), тихо, морозно... В странном сооружении справа не сразу угадывается мемориал Победы

Отдельные здания (а они в этой части города были построены, в основном, во второй половине прошлого века) выделяются историчностью, например, таким вот замечательным кованым крыльцом

А за заборами только-только начинает вставать солнце, странно вытягиваясь светящимися полосами вверх и вниз...  Это, конечно, очень красиво и необычно, но мы не раз пожалели, что сошли с автобуса так рано "Холодно, товарищи, холодно!"IMG_3865

Комсомольский проспект оказался гораздо длинне, чем он выглядел на карте. Наконец, впереди показались кремлевские башни, а справа, перед одним из домов, обнаружился небольшой парк скульптур, посвященный сказочнику Ершову и его персонажамIMG_3866

Кит особенно впечатлил!

А у Кремля... просто очень красиво! Низкое солнце, светящее сквозь морозную дымку, дает очень интересное освещение и великолепно дополняет эту картину!IMG_3884

На несколько минут мы вновь зашли сначала во дворец наместника, а потом - в расположившуюся по соседству ремесленную мастерску. Заглянули посмотреть сувениры, хотя, возможно, это было просто подсознательное желание погреться. Ну что сказать: магнитиков я, естественно, накупил, а вот приобрести маленькую вырезанную из оленьего рога скульптурку у меня духу не хватило. Понятно, что она бесполезная и все такое, но сейчас я об этом жалею - что-то особенное есть в этой утонченной резьбе, а мне очень понравилась маленькая композиция "Бой оленей". Если повезет оказаться в Тобольске еще раз - зайду за ней обязательно!
Весь этот день внешне выглядел как вынужденное коротание времени: мы просто заходили туда, где не успели побывать накануне, но получилось весьма интересно и познавательно, так что жалеть об этом ни в коем случае не приходится. Туристические места в Тобольске действительно очень цивилизованные, везде все одинаково культурно и хорошо оборудовано.
Сначала мы зашли в Губернский музей

Интересен он даже своим зданием: построенное в 1887 году специально под музей, оно оставалось им все эти годы. Его застал еще Прокудин-Горский в 1909 году. Кроме ограды и ворот Сада Ермака, не поменялось почти ничего20757v

Недавно, правда, слева от входа появилась скульптурная композиция с двумя лошадками - верный признак того, что Тобольск - уважающий себя туристический центр.

Губернский музей - место, как полагается в Тобольске, необычное и довольно интересное. На входе я решил не платить за фотосъемку - действительно, ну что может быть такого особенного в обычном краеведческом музее? Но этот музей оказался не совсем обычным. В первую очередь, я никогда не видел таких чистых и опрятных музеев подобного масштаба - разве что, за границей, да и то не всегда. Что мне особенно понравилось - так это общее впечатление от всего, что этот музей наполняет. Половина экспонатов, вроде бы, по существу такая же, как и в большинстве других краеведческих музеев в нашей стране, но здесь они и представлены очень достойно, и, все-таки, представляют некоторый интерес: Тобольск, надо сказать, город незаурядный. Есть тут вещи и с чисто местным колоритом: в первую очередь, роскошная коллекция чучел, которые оформлены в очень милую "Кроличью норку", расположенную под торжественным фойе с великолепной лестницей и люстрой. Я, признаться, такого разнообразия животного мира не видел нигде - два немаленьких зала заполнены ими под завязку, но каждому бывшему зверьку уделяется достаточно внимания. Там представлено немерянное количество мелких птиц и таежного зверья, есть здоровенный барсук, несколько медведей (одного из них повалили еще в год приезда в Тобольск Прокудина-Горского!), большущий белоголовый орлан, парочка песцов и несколько полярных гусей, но особенно привлекают внимание две кольчатые нерпы - одна из них красуется в музее с 1893 года! В соседнем зале вдобавок стоит прекрасно сохранившийся скелет мамонта. Уходить из Губернского музея действительно не хотелось - так там тепло, по-домашнему уютно без привычной суеты большого музея. Понравилось.
С крыльца открывается еще один замечательный вид на Кремль - сколько их тут таких?IMG_3909

Не знаю, почему, на такие картины действуют просто завораживающе. А мы зашли в разбитый на отроге холма сад Ермака, открытый в 1887 году вместе с музеем в год трехсотлетия основания города. Сурово выглядит сад.IMG_3916

Тут, за краем оборвавшегося леса, стоит на просторе обелиск покорителю СибириIMG_3919

Прокудин-Горский был и здесь, но тут, надо признать, качество мастера немного подвело. По-моему, толком не изменилось ничего.20856v

У обрыва очень красиво, такой бескрайний, выпускающий пар в морозное небо город раскинулся внизу...IMG_3922

С другой стороны...

Уже после сада: та самая улица Никольский ввоз, круто спускающаяся в Подгору.IMG_3954

Из сада мы пошли обратно на Красную площадь - в "Ладейный". После еще одного сытного обеда из оленя (ну как тут можно было удержаться) мы решили зайти напоследок в Тюремный замок, который стоит также у Кремля, на площади.IMG_3986

Смотрится он очень даже внушительно - строили тюрьму на века. Да и действовала она, надо сказать, относительно долго. Построили комплекс тюремных зданий в конце 18 - начале 19 века, и эта тюрьма долгое время была одной из самых суровых в стране: кто-то здесь дожидался отправки на каторгу, а кто-то просто сидел (обычно за неугодные политические деяния). Условия содержания считались вполне приличными - умирали здесь, в основном, от холода: так сильно остывали здания в холодные сибирские зимы. Тюрьма всегда пользовалась большим спросом - в 1917-м всех заключенных отпустили на свободу, но если политические спокойно разъехались по домам, то уголовники очень скоро вернулись на насиженные места. После этого здесь долгие годы творились иногда очень мрачные дела... а перевели тюрьму отсюда (если не ошибаюсь, куда-то на Ямал) только в 50-е годы. Недавно здесь был организован музей.
У нас не было времени дожидаться экскурсионной группы, так что пришлось осматривать доступные помещения самим. А без группы здесь, к сожалению, пускают только в небольшой блок с карцерами - это с экскурсоводом можно осмотреть другие корпуса и даже спуститься в подземные ходы под Тюремным замком. Ну что ж, довольствовались этим (а девушка-смотритель очень неплохо сыграла роль экскурсовода и обо всем окружающем нам рассказала).IMG_3985

В этом коридоре был восстановлен интерьер еще царских времен, когда заключенные отбывали срок в таких вот одиночных камерахIMG_3964

а следили за ними милые усатые дядечки

При Сталине вместимость тюрьмы была увеличена в 3-4 раза (действительно, всех вредителей же надо было куда-то девать), так что каждая фешенебельная царская камера и имевшиеся в тюрьме молельные комнаты (сейчас они восстановлены, но я внутри не снимал) были быстро переоборудованы в несколько маленьких карцеров. Один из них был специально сохранен

Витрина с тюремным оборудованием

А во дворе солнечно, морозно!IMG_3980

[Печальная история]
За январь 1938-го на этом месте было расстреляно более 2000 человек. Местные жители рассказывали, что по мерзлой земле с горы (а прямо за этой стеной - обрыв) снег был пропитан кровью. После очередного массового расстрела, когда стоял страшный мороз, начальство решило пожалеть людей, ответственных за захоронение останков расстрелянных людей, и их разрешено было закопать прямо здесь... Так что на табличке все дословно

Вот, собственно, пришло время заканчивать мой рассказ - после осмотра тюремного замка мы поехали уже на вокзал, а об обратном пути я уже писал в первой части. Так что закончу я на красивой и радующей глаз ноте - Заключительный вид Тобольского кремля, в городе, в котором нужно обязательно побывать.IMG_3993

Спасибо за внимание!

_____________________________
К вводной записи и оглавлению
Tags: Тобольск, музеи, панорама

• Музей гражданской авиации в Ульяновске

Этот короткий рассказ немного нарушает общий ход событий поездки, но, пожалуй, лучше так. Еще на пути в Саранск при проезде через Баратаевку (точнее,…

• Тобольск. Гора, Кремль и Дворец наместника

Ранним утром третьего дня путешествия поезд ехал по заснеженным равнинам Западной Сибири. Вскоре после завтрака мы пересекли Иртыш - в…

• Елабуга. В старом городе

Отобедав, мы направились на улицу Московскую, в дом-музей Надежды Дуровой. Думаю, все прекрасно знают, на чем он основан. Музей понравился -…