v_doljenko (v_doljenko) wrote,
v_doljenko
v_doljenko

Category:

Музей гражданской авиации в Ульяновске

Этот короткий рассказ немного нарушает общий ход событий поездки, но, пожалуй, лучше так. Еще на пути в Саранск при проезде через Баратаевку (точнее, когда слева от машины проехал огромный хвост Ил-86) мы поняли, что здесь-то и находится тот самый музей гражданской авиации в Ульяновске. И вот на обратном пути мы сюда все же попали.
IMG_4386


Головной музей гражданской авиации был создан в 1983 году, большая часть экспонатов выставлена под открытым небом, да и добрались сюда почти все машины своим ходом (аэропорт Баратаевка - за забором). В целом музей производит зрелище не совсем радостное, конечно, это не парк брошенной техники, но и на музей с бережным отношением к экспонатам тянет слабо. Сегодня, в понедельник, музей был официально закрыт, но сторож и смотритель на месте, поэтому пройти внутрь не составило труда. В одноэтажном главном корпусе находятся 4 зала с какими-то моделями и тренажерами (музей принадлежит Ульяновскому авиационному училищу и тут периодически проходят занятия курсантов), дверь оттуда ведет на поле с дорожками, между которыми расставлены самолеты. Судя по всему, стоят они прямо на земле, а не на бетонке (во всяком случае, наполовину ушедшие в землю шасси Ил-62 говорят именно об этом). Снег у нас был сравнительно давно, так что, по крайней мере, за последние две недели, мы были в музее вторыми посетителями, кто решил не ограничиваться прогулкой по протоптанной дорожке, а пошли в дальнюю часть парка.
У входа встречает Ту-104, первый пассажирский реактивный самолет Советского Союза и один из первых в мире.IMG_4354

Штурманский "купол" в носу, все как полагается
IMG_4356

Рядом стоят два турбовинтовых дальнемагистральных Туполева: Ту-114 (один из трех сохранившихся), долгое время использовавшийся для дальних перелетов высших лиц государства (в том числе и этот экземпляр).
IMG_4358

IMG_4408

И Ту-116 (единственный из двух построенных живой на данный момент), но пребывает в куда менее презентабельных кондициях.
IMG_4357

Тут же примостился Ту-124 для авиалиний малой протяженности, непосредственный предшественник легендарного Ту-134.
IMG_4361

Самый старинный экспонат - бомбардировщик ТБ-1 (он же АНТ-4), разработанный еще в 1925 году, серийно строился в 1929-1932 годах (подумать только, ему как минимум 81 год!). Эти машины эксплуатировались только до 1936 года, на них совершали сверхдальние перелеты и спасали челюскинцев, после завершения эксплуатации в ВВС машины были переданы для перевозок грузов и пассажиров в ограниченных количествах в Аэрофлот. Значительная часть самолетов была снабжена стойками шасси - лыжами и использовалась в Арктической авиации до 1945 года. До наших дней, как ни странно, удалось дожить той машине, которая в свое время потерепела крушение в Арктике. Самолет, выставленный в Ульяновске, попал аварию в начале 1940-х годов на острове Диксон, и пролежал там до 80-х годов, когда он был обнаружен, перевезен в Выборг, отремонтирован, после чего занял место в музее. Другой выживший подобным образом АНТ-4 находится в Бурятии.
IMG_4364

IMG_4362

IMG_4367

Состояние Ми-6 куда более печальное
IMG_4368

Стоящий в небольшом отдалении лайнер тоже не совсем презентабельный, но эту машину мне лично очень хотелось увидеть вживую. Ил-62 - межконтинентальный реактивный самолет вместимостью 186 пассажиров, с дальностью перелета более 10 тысяч километров.
IMG_4370

Самолет примечателен расположением двигателей: их четыре, но они расположены попарно в хвосте самолета (здесь это хорошо видно)
IMG_4374

Трудяга Ту-154М, один из двух типов самолетов, представленных в музее, на которых мне самому довелось полетать
IMG_4372

Як-42, потом Як-40, и что-то еще виднеется, но это не самое интересное...
IMG_4377

Наконец, мы добрались и до него. Вот она, главная жемчужина Ульяновского музея!
IMG_4378

IMG_4380

Ту-144 - первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Экземпляр, представленный в музее - один из двух (а всего было построено 16 машин), которые действительно перевозили пассажиров, обслуживали пассажирскую линию Москва - Алма-Ата. Коммерческая эксплуатация длилась всего 8 месяцев, после чего была прекращена из-за нерентабельности. Но технические данные все равно впечатляют.
IMG_4392

В теплое время года самолет открыт, по специальной лестнице можно подняться на крыло, войти через заднюю дверь в салон, даже кабина открыта. Но сейчас - март, в смысле зима, так что на двери Ту-144 висит амбарный замок.

IMG_4386

Побродить вокруг тоже интересно, эта махина невольно вызывает уважение
IMG_4389

В сопла двигателей даже заглянуть страшно
IMG_4383

А еще он просто очень красивый
IMG_4397

IMG_4396

IMG_4400

IMG_4401

Рядом стоит старый знакомый - Ил-86IMG_4402

IMG_4407

Вот, пожалуй, и все. В следующий раз - о Саранске!
Tags: Ульяновск, авиация, музеи
Subscribe

  • Тобольск. Прогулка на морозе

    Второй день в Тобольске получился каким-то не таким. Изначально мы планировали посвятить его поездке в Абалакский монастырь, что в паре…

  • Тобольск. Гора, Кремль и Дворец наместника

    Ранним утром третьего дня путешествия поезд ехал по заснеженным равнинам Западной Сибири. Вскоре после завтрака мы пересекли Иртыш - в…

  • Елабуга. В старом городе

    Отобедав, мы направились на улицу Московскую, в дом-музей Надежды Дуровой. Думаю, все прекрасно знают, на чем он основан. Музей понравился -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment